Продлить жизнь автомобиля и сэкономить на его эксплуатации. Ученые ВлГУ создали уникальный фильтр для систем охлаждения двигателя. Новинку, которой нет аналогов ни в России, ни за рубежом, оценила Екатерина Антонова.
Продлить жизнь автомобиля и сэкономить на его эксплуатации. Ученые ВлГУ создали уникальный фильтр для систем охлаждения двигателя. Новинку, которой нет аналогов ни в России, ни за рубежом, оценила Екатерина Антонова.
Вот так - по принципу пылесоса - работает и гидроциклонный фильтр-сепаратор охлаждающей жидкости. Гидравлическую часть системы охлаждения автомобиля имитирует обычный стенд. С помощью водяного насоса в контейнер собираются частицы алюминия, меди, чугуна, которые образуются при разрушении металлических частей под капотом машины при взаимодействии их с тосолом или антифризом.
- Мы вводим искусственное загрязнение и, увлекаясь потоком, они проходят через фильтр, оседают в грязесборнике. И уже чистая жидкость идет дальше в систему.
Над изобретением такого фильтра, которому нет аналогов ни в России, ни за рубежом, ученые ВлГУ трудились 4 года. Проект стал победителем в конкурсе "Старт -1" Фонда содействия инновациям и получил федеральную поддержку. Научный руководитель проекта Сергей Драгомиров показывает первый образец. Тут же рядом стоят усовершенствованные - алюминиевые и пластиковые. Доктор технических наук объясняет: причина разрушения частей системы охлаждения - в том числе и явление кавитации, похожее на процесс закипания жидкости. Пузыри или полости в результате давления схлопываются, образуя ударную волну.
Сергей Драгомиров, доктор технических наук, профессор кафедры двигателей ВлГУ: "Вот видите, это результат кавитации, то есть частички металла отрываются в процессе работы и уносятся в поток. И они все ходят по системе охлаждения. Вот тоже самое - гильза разрушается. К чему это приводит? Вот мы берем загрязнения из фильтра - реальные загрязнения. Вот это магнит. Смотрите, что получается. Это маленькие кусочки металла".
Сотрудники научно-технического центра "Автосфера" при ВлГУ за четыре месяца выпустили порядка полсотни подобных фильтров. Их уже с удовольствием используют владимирские транспортные предприятия: в автобусах и крупногабаритной технике. Механик Сергей Кузьминцев делится своими впечатлениями: вспоминает, когда первый раз вытащил фильтр из автобуса.
Сергей Кузьминцев, главный механик транспортного предприятия: "Дней через 20-30 мы сняли их для первой пробы - мы были в шоке. Процентов 80 все эти частицы, если бы не фильтр - все бы были в радиаторе, соответственно и в блоке двигателя, нас эти фильтры выручили - ну, не знаю, как это можно выразить".
В планах - усовершенствование. Ученые хотят добавить в фильтр химические гранулы, чтобы поддерживать состав антифриза. Еще одна идея - относительно крупной техники, к примеру, тягачей.
Михаил Драгомиров, сотрудник "НТЦ "Автосфера" при ВлГУ": "Мы планируем сделать фильтры для систем с большим расходом, с большими присоединенными размерами. И там мы будем осуществлять частичную фильтрацию и при условии обеспечения небольшого гидравлического сопротивления все системы в целом".
А если возрастет нагрузка на двигатель и увеличится расход топлива? Вопросы, которые начали интересовать тех, кто думает об установке таких фильтров в свою машину. Чистая работа системы как раз и уберет эти незначительные подъемы, объясняют в ВлГУ. Еще один немаловажный вопрос - а не начнут ли иностранные коллеги массовый выпуск таких фильтров? Ведь там таковые есть, но все практически одноразовые. Наши же, владимирские - вечные. Оригинальность технического решения подтверждена патентом РФ.
Екатерина Антонова. Александр Парфенов. "Вести-Владимир".